— Если подвести итоги, какие позиции полностью совпали с вашими ожиданиями, а какие по той или иной причине удивили?
— Не без иронии хотелось бы отметить, что живем мы в интересное время. Время, когда приходится и удивлять, и удивляться. И это действительно так. Мои прогнозные ожидания по импорту начала 2016 г. находились на уровне 20-25%. Сейчас падение пока составляет 10-11% (это по тем видам техники и оборудования, что мы ежеквартально предлагаем в нашем традиционном обзоре). При этом в 3 квартале 2016 уже по сравнению с аналогичным периодом 2015 мы уже могли наблюдать положительную динамику практически по всем видам техники, за исключением всего шести позиций.
Прогнозируемо продолжил падение сегмент подержанной техники в связи с введением утилизационного сбора. В частности, сократились поставки экскаваторов и бульдозеров малого класса — т.е. те направления, где традиционно присутствует большой процент подержанных машин. Продолжил сокращаться и импорт башенных кранов — это направление всегда болезненней всего реагирует на рыночные изменения. С 2013 года началось падение рынка тяжелых машин, но вот уже на протяжении всего текущего года этот сегмент имеет хорошие показатели. Рост продемонстрировали гусеничные краны грузоподъемностью свыше 60 тонн (+80,8%), тяжелые гусеничные бульдозеры (+85,5%), тяжелые колесные погрузчики (37,5%%), тяжелые гидравлические экскаваторы (+14,3%). А вот кто действительно удивил — это сегмент телескопических погрузчиков, импорт которых увеличился в 2016 году на 57,8%. Еще один пример: если производственные показатели на отечественном рынке автогрейдеров несколько сократились, то ввоз данного вида техники увеличился сразу на 80%.